В Древнем Египте верили, что магия позволяет устанавливать контакты между людьми и богами (или демонами), а также между мирами живых и мёртвых. К ней прибегали как для обеспечения себе комфортного будущего в загробном царстве, так и для решения проблем в земной жизни.
Тайна Сфинкса
О вере старых в могущество магии свидетельствует надпись на каменной плите, помещенной меж лапами Сфинкса, стерегущего пирамиду Хефрена в Эль-Гизе. Надпись говорит: в один прекрасный момент фараон Тутмос IV, прошлый тогда еще принцем, утомившись после охоты, задремал у подножья Сфинкса.
Во сне ему явился бог Хорем-ахет-Хепри-Ра-Атум, которого изображал Сфинкс. Он повелел очистить изваяние от песков, которые приносились ветром из пустыни и ко времени Тутмоса уже практически стопроцентно погребли под собой Величавого Сфинкса. В заслугу за эту услугу бог обещал сделать принца фараоном. Проснувшись, Тутмос отдал приказ немедля приступить к выполнению божественного волеизъявления, расчистил Сфинкса и скоро стал фараоном. Правил Тутмос IV примерно в 1397-1388 годах до н. э.
Описание 1-го из разделов магии – техники вызова духов погибших, либо некромантии – излагается в рекомендациях, хранящихся в музеях Лондона и Лейдена, в парижском Лувре. Там тщательно описаны методы установления контактов не только лишь с богами и духами из королевства света, да и с демоническими созданиями, также загубленными, пропащими душами. Числилось, что некромантия дает возможность получать сообщения, советы и предписания из потустороннего мира, также обращаться с просьбами к пребывающим там созданиям. Все эти деяния сопровождались определенными, часто очень сложными ритуалами.
Зания старых египтян о существовании, виде и роде занятий бесов были еще шире и богаче, чем зания европейских колдунов в эру Средневековья и Возрождения.
Основной источник сведений о подземных бесах – это древнеегипетская Книжка мертвых . Из нее мы узнаем, что хозяева этого грустного места охраняли ворота загробного королевства от проникания «нечестивых», бродили по подземным владениям Озириса, и едой в этом сумрачном мире им служили тела погибших, а жажду свою они снимали их кровью.
Как общались с потусторонним миром
Основным содержанием волшебных ритуалов были заклинания. Они служили для вызова созданий из потустороннего мира. Заклинатель подчинял бесов мира мертвых собственной воле, а потом препровождал назад, в место неизменного пребывания. Заклинания произносились либо читались с особенными интонациями, сопровождались надлежащими жестами и позами. У каждого колдуна имелся собственный свой набор заклинаний, которые он хранил в строжайшей тайне, ибо числилось, что если о их выяснит «коллега» и, что еще ужаснее, попробует ими пользоваться, они растеряют силу.
Вот вам наглядный пример заклинания и его реализации, взятый из старого текста и приведенный в известном романе «Фараон» Болеслава Пруса (перевод Е. Троепольского):
«Тогда колдун воздел руки и произнес: “Отец небесный, смиренный и милостивый, очисти душу мою. Вот я – опирающийся на помощь божью, я – провидящий и неустрашимый… Я – могучий – призываю вас и заклинаю. Явитесь мне, послушливые, – во имя Айе, Сарайе… Во имя всевластного и нескончаемого бога… Аморуль, Танеха, Рабур, Латистен. Заклинаю вас и призываю. Именованием звезды, которая есть Солнце”. Вдруг все стихло. Перед алтарем показался призрак в короне, с жезлом в руке, верхом на льве.
– Бероэс! Бероэс! – произнес призрак глухим голосом. – Для чего ты меня призываешь?»
Принадлежности и техника волшебных ритуалов
Особенным видом «прикладного» чародейства было создание тел-заместителей, которые использовались только для целей темной магии. Древнейшие египтяне были убеждены: если колдун вылепит из воска фигурку какого-нибудь человека и станет совершать над ней определенные ритуалы, то их результаты обязательно скажутся на персоне, послужившей макетом фигуры. О распространенности схожих манипуляций с куколками из воска свидетельствуют, а именно, надписи на саркофагах эры Среднего королевства (2040-1783 (либо 1640) годы до н. э.), также античные тексты.
В так именуемом «Папирусe Ли» есть такая запись:
«Пентибоон, который был управляющим имением, произнес ему так: “Принеси мне книжку, которая отдала бы мне волшебную силу и власть”. И он принес ему книжку по магии из библиотеки фараона Весермаат-Ре-мери-Амона, величавого бога, собственного государя, и пошел он, чтоб применить божественную силу против людей собственных. Его помощник Эль-рем сделал из воска фигурки людей и совершил над ними разные чары и заклинания. И так оба они напустили на людей болезни, мор и другие напасти».
А вот фрагмент текста из «Папируса Роллина»:
«Я прибегнул к колдовству, чтобы вызвать и навести несчастье. Я изготовил несколько восковых фигурок богов и людей, чтобы потом вызвать у этих людей сухотку и омертвение членов. Я отдал эти фигурки Раббекамео, которого божественный Ре не назначил правителем дома».
В папирусе рассказывается о заговоре служителей гарема против Рамсеса III, последнего выдающегося фараона Нового царства, правившего приблизительно в 1185-1153 годах до н. э. В заговоре приняли участие и некоторые чародеи, практиковавшие черную магию и обратившие свое искусство против фараона и его придворных. Но, как повествует далее папирус, заговор раскрыли. Заговорщиков, главарями которых были признаны два чародея, судили.
Одного мага жестоко казнили, другого же принудили к самоубийству.
Однако к услугам черной магии прибегали не только лишь заговорщики, да и высшая египетская знать, до фараонов включительно. Ведь и им приходилось бороться против своих врагов не на жизнь, а на смерть. В этих случаях пособием им наверняка служила «Книга свержения Апопа», в какой предлагается, например, такой способ уничтожения врагов:
«Сделай из воска фигурки всех живых и неживых врагов фараона и напиши на них имена этих людей зеленой краской.
Сложи фигурки в ящик, плюй на них, а потом топчи “нечистой” левой ногой…»
Не здесь ли источник выражения «встать с левой ноги»?
«После этого исколи их ножом и брось в горящую солому, которую затем погаси, залив мочой взрослой женщины».
Одним из самых сильных магических средств издревле считался амулет. Его назначение – оберегать своего хозяина от всевозможных неприятностей.
Как сообщает древнеримский писатель и историк Плиний Старший, в Древнем Египте амулеты получили наибольшее распространение в период Нового царства (1582-1070 годы до н. э.). Амулеты изготавливались из драгоценных и простых камней, металла, стекла, дерева.
Ими были бы кусочки папируса или ткани с текстами заклинаний или рисунками магических символов. Иногда амулеты в виде мелких предметов помещали внутрь узелков на поверхности вытканного пояса.
Маги-целители
Наиболее тесно магия в Древнем Египте была связана с медициной и врачеванием. Величайшим из мудрецов, чародеев и целителей в египетской традиции считался Имхотеп, верховный сановник фараона Джосера, правившего около 2630-2611 годов до н. э. Имя и звания Имхотепа – строителя первой пирамиды, ступенчатой гробницы Джосера в Саккара, – сохранились на статуе фараона в поминальном храме при этой пирамиде.
Однако слава целителя перевесила все остальные заслуги Имхотепа, и позднее он был обожествлен как покровитель врачевания, особенно почитавшийся в Мемфисе. Начиная с середины первого тысячелетия до н. э. греки стали отождествлять его с Асклепием, богом медицины, обладавшим способностью даже воскрешать мертвых. В древнеримской мифологии Асклепию соответствует Эскулап.
Месть саркофага из разграбленной гробницы
Одной из важнейших задач магов в Древнем Египте была охрана тайн и покоя своих бывших хозяев и покровителей после их перехода в мир иной.
И они прекрасно справлялись с этой задачей как при жизни, так и после смерти.
Имеется немало свидетельств тому, что в глубокой древности судьба жестоко карала грабителей и осквернителей усыпальниц знатных египтян. Широко известно о внезапной и загадочной гибели многих из числа тех, кто учавствовал во вскрытии и исследованиях знаменитой гробницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает еще об одной, более таинственной и зловещей истории, связанной со вскрытием могилы жрицы бога Амона-Ра, которая около 3600 лет тому назад жила в городе Весет и была похоронена в Долине царей поблизости от Бибан-эль-Мулюка. Ее могилу разграбили в 60-х годах XIX века.
Мумия жрицы не сохранилась, но саркофаг с изображением женского лица демонической красоты остался неповрежденным. Говорят, что всех, имевших дело с этим саркофагом, настигала преждевременная и необъяснимая смерть. В том числе и всех его сменявших друг дружку обладателей. А фотограф, делавший снимки саркофага, на одном из снимков якобы увидел, как живое, лицо прекрасной египтянки со зловещей улыбкой на устах. Последняя владелица реликвии спасла свою жизнь тем, что передала ее в дар Британскому музею. Но заклятие продолжало действовать. Когда стало очевидно, что после приобретения саркофага смертность среди музейных работников резко возросла, было принято решение упрятать мумию в подвальное помещение, а в зале выставить копию.
Тем временем саркофагом заинтересовались американцы, и в 1912 году была организована его тайная доставка в США. Реликвию упаковали в простой ящик, в грузовом коносаменте и таможенной декларации он был записан как «ящик с книгами». 10 апреля 1912 года в Саутгемптоне его погрузили на самый современный и самый надежный пароход Королевской почтовой службы. Этим пароходом был «Титаник», отправлявшийся в свой первый рабочий рейс. А в ночь с 14 на 15 апреля произошло то, что известно каждому: корабль-гигант столкнулся с огромным айсбергом и затонул. Из 2224 пассажиров спаслись только 710.
Как выяснилось позже, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.Источник: "Тайны ХХ века. Золотая серия" №6-с 2013 г
Комментариев нет:
Отправить комментарий