Как утверждают оккультисты, с глубокой древности в герметических оккультных братствах хранился краткий свод всего герметического учения в виде собрания изречений, сообщавшихся при посвящении учителем ученику, который их заучивал наизусть. Назывался этот свод «Кибалион»; значение этого слова со временем было утрачено и теперь, по-видимому, никому не известно. Этот свод изречений запрещено было записывать и обнародовать, хотя отдельные изречения, заимствованные из «Кибалиона», иногда и проскальзывают в сочинениях герметистов.
Лишь в самое последнее время трое посвященных, живущих в Америке, нашли возможность обнародовать часть этих изречений15. Афоризмы «Кибалиона» дают чрезвычайно яркую общую картину герметического миросозерцания, и поэтому я ими и воспользуюсь для краткого изложения основ этого учения.
В основании герметизма лежат семь следующих принципов: 1)-принцип ментализма, 2) принцип аналогии, или соответствия, 3) принцип вибрации, 4) принцип полярности, 5) принцип ритма, 6) принцип причинности и 7) принцип двойственности активного и пассивного начала, лежащий в основе творчества на всех плоскостях бытия сознания.
Рассмотрим по порядку каждый из этих основных принципов герметической философии.
1. Принцип ментализма
Этот принцип выражен в следующем изречении из «Кибалиона»: «Все (в смысле Абсолютного, Целого, Все- единого) есть ум; вселенное есть нечто умственное». В дальнейшем изложении мы будем переводить герметический термин ТО Я(XV — Все — словом Всеединое, или Абсолютное, понимая под Абсолютным не «отрешенное», т. е. не некую чисто духовную Реальность, или Сущность, лежащую в основе всего феноменального мира и рассматриваемую совершенно отдельно от всех
Ее проявлений, а «Всецелое», или Всеединое, т. е. То, что заключает в себе все: как эту чисто духовную сущность, так и все когда-либо бывшие, теперь существующие и возможные в будущем ее проявления — одно из изречений «Кибалиона» гласит: «В основе существующей во времени, пространственной и изменяющейся Вселенной или за этой Вселенной можно всегда найти субстанциальную реальность — основную истину». Иными словами, философия герметизма признает, что за миром преходящих явлений лежит некая вечная, неизменная Сущность.Вселенная же, подчиненная формам пространства, времени и причинности, — лишь ее проявление. Согласно герметическому учению, Сущность эта непознаваема до конца. Лишь Всеединое может вполне знать Само Себя. Но и мы можем знать кое-что об этой субстанциальной Реальности, существование Которой возвещается нам видимой вселенной. Мы знаем, что эта Реальность включает в себя решительно все, что есть, было и будет; знаем, что она вечна, бесконечна и неизменима -— т. е. закончена, завершена, или совершенна. Мы знаем, что она проявляется как разум, как энергия и как материя. Материя — это низшее, наиболее иллюзорное проявление Всеединого, разум — высшее его проявление. Хотя и невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающего определения Всеединого, или Абсолютного, однако мы можем сказать, что Оно прежде всего есть. Жизнь и Разум — бесконечный, живой Разум, иными словами, то, что принято подразумевать под словом «Дух».
«Вселенная есть нечто умственное — она содержится в уме всеединого». Так гласит изречение из «Кибалиона». Далее говорится, что «Всеединое создает в своем бесконечном разуме бесчисленные Вселенные, которые существуют в течение эонов»; и однако для всеединого созидание, развитие и упадок и смерть миллионов вселенных является как бы одним мигом».
Итак, все, что существует в мире явлений, содержится в уме Всеединого; вся вселенная есть лишь мысленный образ, созданный бесконечным Разумом; но с другой стороны всеединое есть во всем, имманентно всему; хотя оно, пребывая в проявленной вселенной, все же бесконечно выше ее, ибо не исчерпывается ею и заключает в себе возможность бесконечных новых вселенных.
Но если вселенная есть умственный образ, содержащийся в Разуме Всеединого, то в таком случае все есть иллюзия, все есть сон, лишенный всякой реальности! Ведь если мы проникнемся таким миросозерцанием, то мы станем какими-то беспочвенными идеалистами, совершенно непригодными для энергичной практической деятельности, которой от нас требует жизнь. Часто приходится слышать подобные мнения. Однако эти опасения совершенно не основательны. Законы вселенной не становятся менее незыблемыми оттого, что мы узнаем, что они лишь мысленные формы, созданные бесконечным Разумом. Нарушение этих законов приносит нам совершенно одинаковые страдания, как бы мы ни смотрели на вселенную: как на чисто материальный агрегат или как на результат взаимодействия энергий, или как на мыслящий образ, созданный Разумом Всеединого и содержащийся в Нем. Эти законы требуют от нас энергичной деятельности, и притом деятельности бескорыстной, направленной к всеобщему благу; и всякая попытка ускользнуть от действия этих законов вызывает лишь жестокие страдания, заставляющие нас очнуться и понять, что закон нашей жизни нисколько не менее неумолим и реален оттого, что мы познали умственную природу вселенной и относительную нереальность материи и даже энергии.
«Кибалион» содержит на этот счет следующее чрезвычайно характерное изречение: «Люди, усвоившие истинную мудрость лишь наполовину, признав относительную нереальность вселенной, воображают, что они могут бросить вызов ее законам: такие люди — пустые и самонадеянные безумцы, и они разбиваются во прах о скалы и разрываются на части элементами вследствие своего безумия. Истинные мудрецы, зная природу вселенной, противопоставляют верховный Закон другим законам, высшие законы низшим. При помощи алхимического искусства они превращают нежелательное в то, что достойно (их стремлений), и таким образом торжествуют над всем враждебным. Власть адепта состоит не в ненормальных снах, в видениях и в фантастической игре воображения или исполненной праздных мечтаний жизни, а в пользовании высшими силами для борьбы с низшими; в том, чтобы избегнуть страданий, связанных с жизнью на низших плоскостях сознания, заставляя свое существо вибрировать на плоскостях высших. Превращение, а не самонадеянное отрицание — таково оружие адепта».
Особенно важно усвоить истину, содержащуюся в следующем афоризме из «Кибалиона»: «Хотя все существует во Всеедином, но не менее верно и то, что Всеединое есть во всем.
К тому, кто действительно понимает эту истину, пришло великое знание». Это изречение содержит признание имманентности Абсолют- ного во вселенной и в человечестве. Абсолютное пребывает в проявленной вселенной; но это еще вовсе не значит, что оно всецело исчерпывается этим своим проявлением. Иначе говоря, мир не есть Бог, как учит вульгарный пантеизм; Бога и мир нельзя отождествлять, но тем не менее Бог присутствует в мире и в человечестве. Он, если можно так выразиться, Душа души мира — его внутренняя духовная сущность; и в то же время Он неизмеримо выше мира. Но нам важно понять, что Всеединое есть во всем и, следовательно, и в нас самих. И поскольку мы осознаем эту истину, но осознаем не только интеллектуально, а эмоционально, непосредственно ощутив присутствие Всеединого в нашей душе, постольку мы и будем истинно религиозными людьми. В таком осознании присутствия в нас Божества и заключается, по мнению герметистов, сущность истинной религии. Отношение между Богом и человеком, по учению герметизма, таково же, как отношение между нашим «я» и нашими мыслями. Наше «я» творит мысленные образы, и оно не тождественно с ними. Можно сказать лишь, что оно временно и, притом, только кажущимся образом может отождествлять себя с этими образами, пока все внимание наше поглощено ими. Но наше «я» не исчерпывается этими мысленными образами — оно имеет независимое от них бытие; оно их творец и в то же время оно несомненно живет в них. Это парадоксально, но это так. Да, впрочем, и все глубочайшие истины, высказываемые нами относительно вселенной и собственно нашего существа всегда парадоксальны. Однако парадоксы эти каким-то образом примиряются в жизни, следовательно это — парадоксы только для нашего ограниченного ума; бесконечный Разум Всеединого должен содержать их логи- ческое объяснение и примирение, хотя в терминах логики совсем иного порядка, чем наша человеческая логика, основные законы которой были формулированы Аристотелем и Бэконом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий