Инженерные идеи Ф. А. Цандера не перестают удивлять своей смелостью даже сегодня. Еще в 1924 году он предложил для перелета на другие планеты особую конструкцию, в которой сочетались бы ракета и самолет. Комитет по изобретениям, рассмотрев авторскую заявку на спроектированный самолет-ракету (космический самолет), решил, что этот проект слишком фантастический.
Согласно идее автора, полет в плотных слоях атмосферы должен был осуществляться с помощью аэроплана с двигателем высокого давления и использоваться только при старте с Земли. После прохождения земной атмосферы он сжигался в камере сгорания.
В достаточно разреженных слоях атмосферы полет продолжался бы с помощью жидкостного ракетного двигателя, дополнительным горючим для которого послужили бы ставшие ненужными части самолета. В результате в космос должна была выйти небольшая крылатая конструкция, предназначенная для полета и возвращения на Землю.
Ф. А. Цандер предлагал для полета этой крылатой конструкции в космическом пространстве использовать давление света, то есть так называемый «солнечный парус». Он представляет собой тонкую пленку, обращенную к потоку солнечного света. Давление света в данном случае помогает корректировать параметры орбиты и в то же время является дополнительным источником энергии в полете.
Проект Цандера отличался большой экономичностью, так как предполагалось применить для каждого участка полета наиболее эффективный для него вид двигателя, а также максимально использовать аэродинамическое качество аппарата. Только спустя десятки лет, когда космонавтика достигла определенного уровня развития, этот замысел частично реализовался.
Кроме того, высказывалась идея о возможности соединения Земли и Луны тросом. Ф. А. Цандер сделал математический расчет троса. На эту концепцию обратили внимание еще в 1960-е годы, тогда и возник термин «космический лифт». Сейчас в космонавтике применяются космические тросы, но пока небольших размеров.
Ученый предлагал использовать магнитное поле Земли для ускорения космического корабля, разрабатывал идею гравитационного ускорения, при котором для увеличения скорости космический аппарат использует притяжение Луны или попутных планет.
В 1930 году Цандер сконструировал в лаборатории реактивный двигатель, получивший название ОР-1 (опытный реактивный), топливом для которого являлся бензин и сжатый воздух. В последующем он вместе с другими исследователями работал над созданием жидкостного ракетного двигателя, в котором применялась смесь кислорода и бензина.
Ф. А. Цандер не только активно выдвигал собственные идеи, но и принимал участие в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
В 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так в СССР было положено практическое начало полетам в космос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий